Роль пандемии в изменениях на рынке труда

В 2020 году пандемия жестко встряхнула рынок труда. Ситуация до сих пор не стабилизировалась. Работодатели, потерявшие за время финансовой нестабильности лучшие кадры, не могут найти им достойную замену. А вместе с тем, площадки поиска работы переполнены резюме.

Произошла глобальная переоценка ценностей, изменился ритм жизни, приоритеты. Если раньше ключевую роль в подборе сотрудников играл опыт, сегодня организации готовы вкладываться в новых сотрудников, для них главное – перспективность кандидата. Но молодых специалистов найти проблема.

Почему так произошло? Где найти работу? Как подобрать профессионалов в команду? Будем разбираться

Современные проблемы сферы труда

Страны мира по-разному отреагировали на проблему безработицы. Значение имеет экономика, менталитет, социальные гарантии. Например, Конго и Мексика – лидеры по числу уволенных. А в европейских странах сокращают рабочее время, чтобы сохранить штатные единицы. В России безработица имеет свои особенности:
1. Переход на дистанционное обслуживание, удаленную работу, популяризация разного рода доставок сформировали целые сферы невостребованных или мало востребованных специальностей:
• туризм;
• гостиничный бизнес;
• развлечения и досуг;
• общественное питание.

2. В результате ограничений перемещений между странами в период пандемии, сформировался дефицит рабочей силы из ближнего зарубежья. Это затормозило и удорожало строительный бизнес, розничную торговлю, производство, некоторые сферы услуг.

3. Люди перестали держаться за рабочие места. Активное развитие дистанционной формы обучения, разнообразие трендовых профессий, короткие курсы освоения новой специальности дали толчок многим попробовать себя в новой сфере. Доступность и удобство онлайн-обучения стимулируют не останавливаться на одном месте работы, подбирая наиболее интересный вариант.

4. В период локдауна произошло переосмысление значимости денег. Сложившийся тренд самопознания и саморазвития затронул и трудовую сферу. Для работников особое значение имеют: условия работы, взаимоотношения в коллективе, профессиональная удовлетворенность, соблюдение трудовых обязательств, возможность проводить время с семьей, друзьями. Работодателям приходится пересматривать сложившуюся годами систему управления.

5. Неуверенность в будущем своего работодателя сформировало потребность зарабатывать своими силами, своим трудом. Одни открывают ИП, другие практикуют ручной труд, третьи активно развиваются в соцсетях.

6. В быстро меняющихся условиях организациям приходится отслеживать тренды и следовать им. Например, кафе и рестораны, которые быстро смогли наладить доставку в период локдауна, продолжали работу, в то время как большинство закрылись. Без работы не остались психологи, репетиторы, логопеды, тренеры, перешедшие на удаленный формат занятий.

7. Организации стали чаще практиковать удаленный формат работы. Проводя постоянную аналитику вынужденной практики дистанционной деятельности, подмечаем – производительность не снижается, а в некоторых случаях даже увеличивается. И учитывая, что это еще экономит бюджет, компании охотно внедряют удаленный формат работы.

8. Ссотрудники ищут в работодателе схожесть ценностей. Желание работать в крупной корпорации сменилось на стремление к моральному комфорту. Теперь руководителям необходимо больше внимания уделять корпоративной культуре, престижу компании и собственному имиджу.

9. Нехватка молодых специалистов превратила подбор персонала в зарплатную, конкурентную гонку. Привлекательность вакансии подкрепляют увеличением зарплаты, бонусами, комфортными условиями работы, интересными задачами, отношением к каждому сотруднику, постоянной, обратной связью и т.д. А необходимость периодического пересмотра требований к кандидатам с учетом ситуации на рынке труда безусловна.

Как подбирать эффективную команду для долгосрочных трудовых отношений

  • Модернизируйте систему поиска кандидатов:

Изучите рынок труда. В релевантных вакансиях обратите внимание на условия и оплату, предоставляемую конкурентами. Если хотите выбрать лучших кандидатов, необходимо, как минимум, соответствовать заданной планке. Посмотрите резюме – какими навыками обладают потенциальные кандидаты. Не завышайте требования, это сократит количество откликов. 

— Уделите достаточно внимания для составления привлекательной вакансии. Опишите преимущества работы с вами, основываясь на выгодах для сотрудника. Расскажите не только о зарплате и бонусах – для многих важнее: в какой коллектив они попадут, комфортны ли условия труда, есть ли перспективы.

— Задействуйте максимальное количество площадок поиска сотрудников. Люди много времени проводят в соцсетях – опубликуйте вакансию на своих страницах. Мотивируйте сотрудников приглашать на работу своих знакомых.

— Проводите онлайн-собеседования. Так проще выбрать удобное время одновременно для соискателя и для вас. Кандидат не тратит время на дорогу и ожидание.

— Сократите время на принятие решения или согласование кандидатуры. Учитывая дефицит кандидатов, большая вероятность, что он уйдет в компанию, которая будет оперативнее.

  • Организуйте плавную адаптацию и структурированное обучение:

— Объясните сотруднику, чем занимается компания, какова его роль в этом, как происходит взаимодействие между подразделениями, к кому обратиться с тем или иным вопросом. Если сотруднику непонятно, как все устроено внутри организации, ему будет некомфортно, появится желание уйти, пока не закончился испытательный срок.

— Проводите обучение онлайн. Это удобно, экономно и не отрывает от рабочего процесса опытных сотрудников.

  • Ведите постоянную работу с персоналом:

— Обучайте, развивайте, давайте возможность продвигаться по карьерной лестнице.

— Сформулируйте понятные ценности компании. Доносите их до сотрудников через корпоративную культуру и своим примером.

Комфортные условия работы, забота о персонале, положительный имидж компании увеличивают поток кандидатов. В этом случае вы уже выбираете сотрудника, а не останавливаетесь на более-менее подходящем.

Как найти стабильную интересную работу

  • Будьте активны. Не ждите, когда позвонят и пригласят на собеседование. Откликайтесь на вакансии. Напишите в организации, где хотели бы работать, даже если в настоящее время вакансия отсутствует.
  • Развивайтесь. Ваши вчерашние навыки сегодня уже устарели. Следуйте тенденциям в вашей профессии, обучайтесь смежным навыкам. 
  • Изучите компанию, в которую собираетесь на собеседование. Способна ли она обеспечить вас работой и доходом в нестабильных условиях?
  • Не обманывайте потенциального работодателя. Если вы не обладаете необходимыми знаниями, навыками, озвучьте, как быстро готовы им обучиться. Сделайте акцент на пользе, которую принесете компании, благодаря другим умениям. Правда раскроется, работодателю это не понравится. Будьте честны – увидев в вас перспективу, работодатель будет готов обучать.

Что нас ждет в будущем

Глобальная цифровизация приведет к сокращению численности единиц многих специальностей. Появится потребность в профессионалах, которые будут осуществлять оцифровку. 

Увеличится значимость частной практики специалистов на фоне снижения репутации государственных или сетевых сфер. Это коснется области медицины, образования, производства продуктов питания.

Фокус на человеке, как участнике большого бизнес-процесса, будет мотивировать на создание максимально комфортной среды для работы и раскрытия всего потенциала сотрудника.

Общество разделится на тех, кто будет угнетен необходимостью постоянно меняться и работать над собой. И тех, кто найдет в этом возможность достичь желаемых результатов. 

Изменения на рынке труда отражают ситуацию в стране и мире. Кризис – это требование к изменениям. Показатель гибкости и устойчивости. Одни считают утопией открывать свое дело, в то время как бизнес один за другим закрывается. А другие видят освободившуюся нишу и спешат ее занять. Ряд организаций сокращают сотрудников, отправляют в отпуск без содержания, но есть те, кто внедряет удаленную работу, расширяет линейку продуктов и услуг.

Сильным в этой ситуации окажется тот, кто быстрее примет изменения, увидит в них перспективу, освоит новые навыки и знания, начнет действовать, пока другие ищут оправдание своей несостоятельности в кризисе.

Если вы доверите аутсорсинг кадров команде HR Business, получите не только экономию. Кроме кадровиков, в штате нашей компании есть юристы, бухгалтеры и экономисты, что гарантируем вам комплексное кадровое обслуживание «под ключ».